Мало кто из кандидатов задавался подобным вопросом лет 10 тому назад. Уместны были, в общем, любые вопросы, касающиеся бизнеса работодателя. Однако сейчас, в эпоху развитых информационных технологий, следует проявлять гораздо большую осмотрительность. В интернете достаточно информации практически о любой компании, а умение собирать ее и анализировать – важный пункт подготовки кандидата к собеседованию. И, если кандидат, вдруг спросит на собеседовании: «Чем занимается ваша компания?», итог собеседования будет плачевен.
И, тем не менее, вопросы задавать можно и нужно. Нужно, потому что кандидат, не задавший ни одного вопроса, тоже вызывает подозрения. Он или не заинтересован в положительном исходе встречи, или является непритязательным специалистом, которому все равно где работать и чем заниматься. Ясно, что в обоих случаях его кандидатура не впечатлит потенциального нанимателя. Итак, как же правильно задавать вопросы о компании?
Покажите работодателю, что вы хорошо ознакомились с деятельностью компании. Пусть ваш вопрос выглядит не столько вопросом, сколько уточнением.
Например:
«Я изучила линейку вашей продукции. С продавцами стирального порошка Х и зубной пастой Y мне приходилось конкурировать на предыдущем месте работы, а средство для мытья посуды С я, разумеется, знаю, как потребитель. Скажите, насколько широко ваши продукты представлены в локальной сетевой рознице?» Таким подходом вы убиваете даже не двух, а нескольких зайцев: демонстрируете серьезность подхода к собеседованию, уважение к работодателю, заинтересованность в нем, а также собственную компетентность в данном бизнесе. При всем этом вы еще и задаете вопрос. На который, будьте уверены, вы получите ответ более чем развернутый – работодатель, чье расположение завоевано, обычно не скупится на информацию.
Даже в наше время достаточно компаний, о которых информации в интернете нет, либо крайне мало. Это либо начинающие предприниматели, либо структуры, которым сайт как инструмент продвижения не нужен – обычно это госпредприятия и структуры, обслуживающие их. Что же делать в этом случае?
Если вас пригласили в подобную компанию, то все же постарайтесь понять, чем они занимаются ДО собеседования. Используйте все крупицы информации, которые вам удастся найти. Если повезет – вы найдете структуры из той же сферы деятельности, но более открытые. К собеседованию у вас должно быть несколько вариантов развития диалога, и к каждому из них должны быть продуманы вопросы.
Если о компании на рынке известна некая негативная информация, и вы хотите прояснить для себя истинное положение дел, то не нужно с этого вопроса начинать, оставьте его на конец интервью, когда контакт с работодателем будет налажен достаточно хорошо. Задавая щекотливый вопрос, избегайте оценочных суждений и словесных конструкций с негативной семантикой.
Сравните 2 предложения:
«Я слышал, что вы участвовали в судебном разбирательстве с компанией Х. Если не секрет, чем это дело закончилось?»
«Я знаю, что компания Х судилась с вами из-за договорного тендера. Вам хоть удалось от них отбиться?»
Ясно, что во втором случае задающий вопрос уверен в виновности оппонента, и этой уверенности не скрывает. Если вести диалог в таком тоне, то конструктивной беседы не выйдет. Даже если вы точно знаете, что ваш визави провел незаконную сделку, не стоит демонстрировать свою осведомленность, ибо смысла в этом нет: вы уже приехали на интервью, значит, заинтересованы в работе здесь. Если же для вас вопрос корпоративной честности принципиален, тогда не нужно было откликаться на приглашение этого работодателя.
Вообще, задавая неприятный вопрос работодателю, надо четко давать себе отчет: зачем вам эта информация? Имеет ли она для вас принципиальное значение? Если же за этим вопросом скрывается обычное любопытство, то лучше с ним повременить.
Помните: хорошая подготовка к интервью была и остается половиной успеха, потому что доказывает работодателю вашу мотивацию, которая подчас компенсирует даже недостаток опыта.