Если вам одновременно поступило два интересных предложения о работе, вас можно поздравить дважды: во-первых, вы являетесь ценным специалистом на рынке труда, а, во-вторых, человеком везучим. Ведь второе предложение могло прийти на следующий день после подписания джоб-оффера, и выбор стал бы невозможен без нарушения деловой этики.
Однако принять верное решение бывает настолько непросто, что соискатель и рад бы не иметь этого выбора совсем. Но если он есть, то его надо сделать. Давайте выделим основные критерии, которые помогут сориентироваться в этом нелегком деле.
Если нет знакомых, способных дать более-менее объективные сведения об этих работодателях, то следует собрать и проанализировать информацию в интернете и СМИ.
Мы не советуем начинать сбор информации с чтения отзывов бывших сотрудников о своих работодателях - эта информация не объективна, поскольку носит односторонний характер. Кроме того, обычно она исходит от людей, уволенных по инициативе работодателя. Работодатель же имел для увольнения веские основания.
Что действительно следует сделать - это прочитать новости на сайтах обеих компаний и найти информацию в сети о последних событиях, с ними связанных. Хорошо, если этими событиями стали крупные отраслевые выставки, форумы, инвестиционные проекты. Намного хуже, если компания часто фигурирует в роли ответчика в юридических спорах либо готовится к слиянию/поглощению с более крупным игроком бизнеса. Впрочем, последний факт может оказаться как раз плюсом, но его обязательно следует прояснить с возможным нанимателем.
Разумеется, если карьерный рост не является для вас значимым фактором, то этот пункт можно пропустить.
Если же карьерные перспективы важны, то следует понять, какие именно возможности у вас есть в обеих компаниях, и есть ли они вообще. Обычно этот вопрос так или иначе затрагивается на интервью. Если же о перспективах HR молчит - а HR не всегда заинтересован в освещении этой информации - то на 2-3 этапе интервью, и уж тем более после получения джоб-оффера, задать этот вопрос вполне уместно.
Информация из СМИ, о которой мы писали в п.1, также поможет оценить, насколько эти перспективы реальны. Если у компании есть деньги и есть развитие, то карьерные возможности в компании тоже есть.
Прежде бытовало мнение, что территориальный фактор важен только для людей, лишенных профессиональных амбиций. Считалось, что специалист, ориентированный на карьеру, будет ездить куда угодно.
Однако сейчас наблюдается уверенная тенденция к рациональному использованию человеком своего времени - как профессионального, так и личного. Разумная экономия времени, затраченного на дорогу, дает возможность эффективно использовать рабочий день. Важную роль играет тот факт, что кадровый рынок стареет, а людям старшей возрастной категории физически тяжелее несколько часов проводить в дороге и при этом оставаться энергичными и бодрыми в течение всего дня, не говоря уже о переработках.
Но что делать, если все факты говорят в пользу одного предложения, но почему-то тянет принять предложение другое, хотя там и компания малоизвестная, и информация противоречивая. Такое часто бывает в случае, когда запускается стартап и/или работодатель, лидер компании - человек харизматичный и способный увлечь за собой.
Что делать в этом случае? Оценить риски, а также понять, есть ли у вас право на ошибку. Ошибка, разумеется, может случиться в любом случае, но в указанной ситуации она особенно велика. Если вы подстрахованы в финансовом плане, и семья вас поддерживает, то почему бы и не рискнуть?
В конце концов, в рискованных проектах многое зависит от тех, кто их делает. То есть - от вас.